Описание
Много ли мы знаем о европейской музыке прошлого?
Большинству любителей так называемого «классического» репертуара знакомы имена Моцарта, Бетховена, Баха, Вивальди — самых популярных в нынешние времена музыкантов, живших в XVIII—XIX веках. И часто это — самая старая музыка, с которой мы знакомы.
А что было в музыке Европы до того? Была ли более ранняя европейская музыка вообще или началась сразу с Баха и Вивальди? Насколько согласуются наши впечатления о старой музыке с истинными замыслами композиторов прошлого? Можем ли мы узнать эти замыслы и зачем нам это делать?
В нашем цикле мы «прочитаем» и прослушаем пятнадцать «трактатов» — так называли свои научные сочинения монахи и мыслители прошлого. Трактаты могли писаться на любые темы, в любой форме и любом жанре, они могли быть самого разного объема — от нескольких десятков страниц до нескольких объёмных фолиантов. Но неизменным в них было одно — стремление объяснить явление с разных точек зрения и посмотреть на него с разных сторон.
Наши музыкальные «трактаты» помогут немного приоткрыть завесу тайны над тем, как мыслили люди в далёкие времена. Вслушиваясь в музыку прошлого, попытаемся представить себе, как жили и чем «дышали» люди в разных уголках Европы в старину.
Много ли до наших дней сохранилось музыки, которая пелась и игралась более десяти столетий тому назад — ну или чуть меньше, лет за пятьсот-шестьсот до нашего рождения? Откуда мы черпаем знания о ней и о тех звучаниях, которыми наслаждались люди Средневековья и Ренессанса, если инструменты, на которых эту музыку исполняли, давно канули в Лету? А как в старину записывали музыку? А записывали ли её вообще? И если записывали, то насколько точно музыкант следовал записанному тексту? А кто вообще тогда сочинял музыку?
Трактат первый. Что есть музыка? Истоки
Как вы думаете, привычная нам европейская музыка — это искусство или …наука?
Трактат второй. «Хвалите Господа с небес». Кто такие первые «композиторы» (VI-IX века
Трактат третий. Развлечение и нравоучение: тайны средневекового театра
Трактат четвертый. «Во французской стороне, на чужой планете…» Ваганты — а были ли они?
Трактат пятый. На сцену — автора! Первые музыкальные имена (XI—XII века)
Лектор: Екатерина Дмитриева — кандидат искусствоведения, музыковед, органистка, исполнительница старинной музыки, преподает в Московской консерватории.
Отзывы
Отзывов пока нет.