[Апейрон] Искусство читать. Занятие 3 [Алексей Арестович]

275 

Описание

Школа мышления «Апейрон» проводит набор на модуль «Искусство читать», один из модулей курса «Искусство мыслить и говорить».
Чтение — одна из функций мышления.
Мышление отличается от думания дважды:
— тем, что создаёт иное в мыслящем, то, знания чего у него не было раньше;
— мышление — самостоятельный продукт, в отличие от думания, которое комбинирует то, что уже знакомо.
Большинство из нас читать не умеют.
Во-первых, мы не понимаем — зачем мы читаем?..
Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления.
Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу — слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании.
Во-вторых, мы не умеем выбирать — что читать?..
А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим.
Мы читаем по темам и по моде.
Темы, между тем, редко прямо соотносятся с предметом текста, и ещё нелинейнее — с замыслом автора.
А мода редко соотносится с нашими личными темами и задачами.
В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор.
А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову придти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать.
Итак, существует крест стратегии чтения.
Вертикальное измерение это чтение трёх страниц:
— той, что написана (текст)
— второй над ней — с авторским замыслом (подтекст),
— третьей — из авторского контекста (контекст).
Горизонтальное, слева — направо:
— пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи — мыслим;
— пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора — мыслим самостоятельно;
— устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи — мыслим независимо;
— пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания — мыслим оригинально.
Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету:
— мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя.
Читать тексты сегодня — недостаточно.
Поэтому, мы будем учиться читать ещё и образы: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов.
Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать.
Кроме того, мы будем учиться читать и символы.
Правильное чтение, не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь.

Отзывы

Отзывов пока нет.

Только зарегистрированные клиенты, купившие данный товар, могут публиковать отзывы.